«Его послал бог гнева и печали
Рабам земли напомнить о Христе»
(Н.А.Некрасов)
Н. И. Чернышевский кратко набросал план «Что делать?» в первые месяцы пребывания в Петропавловской тюрьме. Роман мыслился как пропагандистская энциклопедия революционно – демократической идеологии и морали.
В «Предисловии» автор признается:
…у меня нет ни тени художественного таланта. Я даже языком-то владею плохо. Истина вознаградит недостатки…
Это декларация новых, нетрадиционных творческих принципов:
Достоинство моей литературы в том, что я сильный мыслитель.
Роман интересен публике практического стороной, как руководство к действию. Поэтому отдан приоритет содержанию над формой. Беллетрический метод служит идее, «романическая» отделка служит для облегчения ее восприятия.
«Что делать?» – социально-идеологический роман, проповедующий идеалы социализма, путь к которым идёт через нравственное перевоспитание.
Это не опыт исканий и совершенствования, это опыт пропаганды и претворения в жизнь теории несомненной верности.
Теория разумного эгоизма в жизни всегда потерпит крах. Достоевский в «Записках из подполья» пишет, что человеку надо не «благоразумно выгодного» хотенья, а «самостоятельного» – к чему бы это ни привело.
Мысль Чернышевского: труд в обществе – высшая форма человеческого совершенствования, это осуществление личности и её творческих сил.
В 60-е годы модель социалистического производства и общежития переносилась в жизнь, но ее претворению помешали особенности индивидуальной психологии («булочки с изюмом или ситник?«). Общины распадались.
Роман Чернышевского «Что делать» создан в рамках жанра социально-идеологического романа, публицистического и общественно-философского:
- Публицистическое в романе: цифры, подсчёты, доказывающие выгодность коллективного труда. Романное «воспроизведение жизни» сопровождается открытыми авторскими объяснениями.
- Идеологическая направленность: психологический анализ героев, убеждающий в превосходстве новой морали над старой (автор-идеолог продвигает свои идеи).
- Язвительные споры с «рабами» рутины, особенно с «проницательным читателем» (это есть собирательный образ реакционного обывателя).
- Философское обобщение событий.
СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ РОМАНА «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
- Будничная история освобождения женщины из-под домашнего плена перерастает в историю борьбы русской женщины за равноправие
- Обретение В.П. счастья в высшем смысле — в отношениях с Лопуховым и Кирсановым (ой, ты, конечно, заметила, что он Лопухов — он вырос из того лопуха, который на могиле Базарова вырос??? — мои частные домыслы).
- Рахметовская линия — остов романа. Он появляется в трагические для В.П. момент, даёь совет, развязка романа так же — связь с Рахметовым (не пойму, о чём это я писала)
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РОМАНА ЧЕРНЫШЕВСКОГО
1. Начало – «вырванная» из середины сцена.
2. Центральному герою посвящена одна глава.
3. Повествование прерывается теоретическими беседами, снами («Сны Веры Павловны»)
4. Луначарский о композиции романа «Что делать?»:
роман мозаичен, но линия повествования – сквозная.
Внутренее построение идёт по четырём поясам, это своего рода восхождение повествователя и читателя снизу вверх, от тьмы к свету:
— пошлые люди (Розальский, Сторешников);
— новые люди (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна);
— высшие люди (Рахметов);
— сны – интерпретация узловых моментов.
- Завершение – зашифрованный эпизод. «Перемена декораций» – предсказание революции.
ЧЕТВЁРТЫЙ СОН ВЕРЫ ПАВЛОВНЫ – идиллия будущего, и передана не через рассказчика, а через В. П. – сон характеризует самосознание героини на определённом этапе жизни.
Этот и последующие романы Чернышевского содержат реминисценции и отсылки к стихам Гёте (связаны темой просвещения), Шиллеру (связь с романтизмом), Кольцову (общая тема народа).