Художественное своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Н. Г. Чернышевский

Н. Г. Чернышевский

«Его послал бог гнева и печали

Рабам земли напомнить о Христе»  

(Н.А.Некрасов)

Н. И. Чернышевский кратко набросал план «Что делать?» в первые месяцы пребывания в Петропавловской тюрьме. Роман мыслился как пропагандистская энциклопедия революционно – демократической идеологии и морали.

В «Предисловии» автор признается:

…у меня нет ни тени художественного таланта. Я даже языком-то владею плохо. Истина вознаградит недостатки…

Это декларация новых, нетрадиционных творческих принципов:

Достоинство моей литературы в том, что я сильный мыслитель.

Роман интересен публике практического стороной, как руководство к действию. Поэтому отдан приоритет содержанию над формой. Беллетрический метод служит идее,  «романическая» отделка служит для облегчения ее восприятия.


«Что делать?» – социально-идеологический роман, проповедующий идеалы социализма, путь к которым идёт через нравственное перевоспитание.

Это не опыт исканий и совершенствования, это опыт пропаганды и претворения в жизнь теории несомненной верности.

Теория разумного эгоизма в жизни всегда потерпит крах.  Достоевский в «Записках из подполья» пишет, что человеку надо не «благоразумно выгодного» хотенья, а «самостоятельного» – к чему бы это ни привело.


Мысль Чернышевского: труд в обществе – высшая форма человеческого совершенствования, это осуществление личности и её творческих сил.

В 60-е годы модель социалистического производства и общежития переносилась в жизнь, но ее претворению помешали особенности индивидуальной психологии («булочки с изюмом или ситник?«). Общины распадались.


Роман Чернышевского «Что делать» создан в рамках жанра социально-идеологического романа, публицистического  и общественно-философского:

  1. Публицистическое в романе: цифры, подсчёты, доказывающие выгодность коллективного труда. Романное «воспроизведение жизни» сопровождается открытыми авторскими объяснениями.
  2. Идеологическая направленность: психологический анализ героев, убеждающий в превосходстве новой морали над старой (автор-идеолог продвигает свои идеи).
  3. Язвительные споры с «рабами» рутины, особенно с «проницательным читателем» (это есть собирательный образ реакционного обывателя).
  4. Философское обобщение событий.

СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ РОМАНА «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

  1. Будничная история освобождения женщины из-под домашнего плена перерастает в историю борьбы русской женщины за равноправие
  2. Обретение В.П. счастья в высшем смысле — в отношениях с Лопуховым и Кирсановым (ой, ты, конечно, заметила, что он Лопухов — он вырос из того лопуха, который на могиле Базарова вырос??? — мои частные домыслы).
  3. Рахметовская линия — остов романа. Он появляется в трагические для В.П. момент, даёь совет, развязка романа так же — связь с Рахметовым (не пойму, о чём это я писала)

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РОМАНА ЧЕРНЫШЕВСКОГО 

1. Начало – «вырванная» из середины сцена.

2. Центральному герою посвящена одна глава.

3. Повествование прерывается теоретическими беседами, снами («Сны Веры Павловны»)

4. Луначарский о композиции романа «Что делать?»:

роман мозаичен, но линия повествования – сквозная.

Внутренее построение идёт по четырём поясам, это своего рода восхождение повествователя и читателя снизу вверх, от тьмы к свету:

— пошлые люди (Розальский, Сторешников);

— новые люди (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна);

— высшие люди (Рахметов);

— сны – интерпретация узловых моментов.

  1. Завершение – зашифрованный эпизод. «Перемена декораций» – предсказание революции.

ЧЕТВЁРТЫЙ СОН ВЕРЫ ПАВЛОВНЫ – идиллия будущего, и передана не через рассказчика, а через В. П. – сон характеризует самосознание героини на определённом этапе жизни.

Этот и последующие романы Чернышевского содержат реминисценции и отсылки к стихам Гёте (связаны темой просвещения), Шиллеру (связь с романтизмом), Кольцову (общая тема народа).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>