Разнообразие фонетических средств для передачи эмоций, настроения на примере стихотворения С. Кирсанова. «Эти летние дожди» — анализ текста фонетический.
Аллитерация – созвучие, подбор слов, который включает в себя определённые звуки. Звук «ч» передающий глухой, но мягкий звук бьющих по листьям дождевых капель – туЧи, луЧше, Что-то, необыЧные, веЧно, Чистота, непроЧны, летуЧи.
Опора на звучание согласных. Сочетание звука ˮчˮ и других с рядом стоящими глухими или звонкими– передача множественности звуков дождя — не только по листьям, но и по другим поверхностям: дереву, стволам деревьев, крашеным скамейкам, земле, камням. Передача сливающихся в потоки капель.
Примеры: буДТо, луЧШе, ЧТо-то, ВПереди, необыЧНые, поДВески, лиВНя, раССуди.
Ассонанс – созвучие, но уже гласных звуков. ˮЕˮ, ˮиˮ, ˮоˮ, ˮуˮ.
Звукˮеˮ называют звуком распространения, пример: ветер, весна, осень, трепет, щебет. В тексте это слова ˮлЕтние, мнЕ, лучшЕ, впЕрЕди, нЕобычные, поЕздки, подвЕски, вЕчно свЕжая, в синЕм нЕбЕ. Складывается ощущение, что дождь повсюду, куда ни посмотри. И вся природа реагирует на стремительное нашествие водяных капель. Всё включается в летний праздник дождя.
Звукˮиˮ- ˮузкийˮ, произносится с усилием. У него квадратная форма. Она напоминает дверь, замок, нечто блокирующее. Пример: зима, витрина, мимика. В тексте слова с буквой ˮиˮ: летнИе дождИ, радугИ и тучИ, впередИ, поездкИ, жИзнь, опомнИсь, рассудИ, лИвня, летуЧи. Вывод: летний дождь входит в число неизменных, то есть пока явление наблюдает человек, в число вечных земных красот. Буква напоминает квадратную рамку картины. Читал, что вертикальный формат – торжественный (парадные портреты), горизонтальный (обычно в исторических и бытовых картинах, много в пейзажах) – повествует, рассказывает. Круглый (обычно в женских портретах) призван подчеркнуть гармонию модели. Квадратный – будто останавливает изображаемое в вечности. Вот и получается, что слова дожди, радуги, тучи, ливень летучий – это категории вечные.
Звук ˮоˮ — передача пространства, вдоха и выдоха человека, с радостью воспринимающего природное явление. Это глоток озона, который появляется вместе с дождём. Слова: дОжди, чтО-тО, будтО, чистОта, ОпОмнись и другие.
Звукоподражание. Помимо отмеченных сочетаний глухих со звонкими, следует сказать о звуке ˮрˮ. Ну какой летний дождь обходится без грозы, ближней (если тучи) или дальней? Радуги, впеРеди, остРова, Росы, тРава, Рассуди. Этих объектов немного, но и раскаты грома быстрые, видно, далёкие.
Много раз повторяется ˮкакˮ, созвучное ˮкапˮ; ˮбудˮ – напоминает звук пузырящихся, булькающих от дождя луж.
Настроение лирического героя явно праздничное, приподнятое, эмоции скромные, но точные по переживанию. Верный фонетический анализ, как нож, вскрывает всю полноту и свежесть ощущений, зафиксированных в давнем стихотворении Кирсанова Семена.