Западники и славянофилы в искусстве

Аленушка

В. М. Васнецов. Аленушка. 1881 г.

Основная тема споров западников и славянофилов – ориентироваться ли на просвещённый и прогрессивный Запад или смотреть вглубь, в историю России?

Пространство культуры, искусств в частности, едино. Художников можно разделить на два лагеря. Творцы рубежа искали идеалы, на которые в начале нового века можно было опереться для дальнейшего развития. Художники «Мира искусства» А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере и другие обратили взоры на Запад.

Фантазию и воображение, к примеру Александра Бенуа, занимала культура Франции Людовика XIV. Появилась целая серия картин: «Маскарад при Людовике XIV», «Версаль.  У Курция», «Зеркальце в Трианоне», «Купальня маркизы», «Прогулка по Версалю».

Николай Рерих, напротив, считал, что для рождения нового надо соединить идеи России и экзотической Индии. Но Николай Константинович остался совершенно одиноким в решении проблемы. Его гималайские горные пейзажи не способны были соединить русскую идею с какой-либо другой.

Валентин Серов вздыхал: отрадного хочется. И появился портрет Верочки Мамонтовой.

Славянофилами в живописи можно назвать мастеров, связанных с имением С. И. Мамонтова «Абрамцево», они стремились оживить народное творчество, делали образцы для мастеров прикладного искусства, обновляли архитектуру, используя древнерусские мо­тивы.

В. Васнецов еще в 80-е годы обратился к народ­ному эпосу и стал разрабатывать национально-тра­диционные мотивы не только в живописи, но и в при­кладном искусстве и театральной декорации. Вме­сте с Нестеровым он возрождал церковную стено­пись.

Борис Кустодиев грезил Россией ушедшей: купеческий класс, который к рубежу века практически исчез, вдруг показался ему носителем истинно русской самобытности. Его картины на темы купеческого быта искусствоведы считают фантазийными.

Андрей Ря­бушкин сосредоточил свое внимание уже на чисто национальном проявлении русской живописи — на ее варианте XVII века. «Русские женщины XVII столетия в церкви», «Ожидают выхода царя», «Московская улица XVII столетия». «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами» «Московская улица XVII века в празднич­ный день». «Русские женщины XVII столетия в церкви» «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». Он казался пришельцем из тех далёких времён.

Бенуа. А. Н. 1870- 1960 Купальня маркизы. 1906

Бенуа. А. Н. 1870- 1960 Купальня маркизы. 1906

Рябушкин А. П. 1861-1904. Московская девушка XVII столетия. 1903

Рябушкин А. П. 1861-1904. Московская девушка XVII столетия. 1903

Какие две разные молодые женщины! В картине А. Бенуа купальня кажется театрализованной сценой с кулисами деревьев. Несмотря на подглядывающих людей, маркиза нагишом входит в холодные воды. С одной стороны лестниц зайдёт уставшей от дворцовых интриг, по другим выйдёт готовой к новым.

Рябушкин изобразил свою красавицу на фоне русских снегов. Она идёт по улице с прямой головой, но опущенным вниз глазами. Не полагалось смотреть по сторонам. И глаз  не оторвать от её скорого шествия! От высокой шапки (шапка-столбунец), воротничка, шитого речным жемчугом, удобного покроя шубки (это телогрея, от шубы отличалась тем, что была на завязках или пуговицах и распашная), муфты и особенно от красных развевающихся, будто летящих и не успевающих догнать ленточек в косе.

Одна вся внешняя, раскрепощённая. Другая – внутренняя, сосредоточенная. Мне милей вторая.

* * *

Проблема следования ориентирам актуальна и в современном русском кинематографе.

Режиссёр Светлана Дружинина явно славянофилка:

«С 1994 г. я работаю над проектом «Тайны дворцовых переворотов, Россия, век XVIII». Первый фильм был «Завещание императора», 1725 год, смерть великого Петра. Сейчас заканчиваю десятую картину «Охота на принцессу» — о времени Анны Леопольдовны. Сценарий был написан по документам, собранным историком Сергеем Соловьёвым. Чтобы мы узнали, откуда мы родом, нам надо почаще оглядываться на нашу историю… Надо уметь служить, забывать о себе и жертвенно служить Отечеству»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>