Основная тема споров западников и славянофилов – ориентироваться ли на просвещённый и прогрессивный Запад или смотреть вглубь, в историю России?
Пространство культуры, искусств в частности, едино. Художников можно разделить на два лагеря. Творцы рубежа искали идеалы, на которые в начале нового века можно было опереться для дальнейшего развития. Художники «Мира искусства» А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере и другие обратили взоры на Запад.
Фантазию и воображение, к примеру Александра Бенуа, занимала культура Франции Людовика XIV. Появилась целая серия картин: «Маскарад при Людовике XIV», «Версаль. У Курция», «Зеркальце в Трианоне», «Купальня маркизы», «Прогулка по Версалю».
Николай Рерих, напротив, считал, что для рождения нового надо соединить идеи России и экзотической Индии. Но Николай Константинович остался совершенно одиноким в решении проблемы. Его гималайские горные пейзажи не способны были соединить русскую идею с какой-либо другой.
Валентин Серов вздыхал: отрадного хочется. И появился портрет Верочки Мамонтовой.
Славянофилами в живописи можно назвать мастеров, связанных с имением С. И. Мамонтова «Абрамцево», они стремились оживить народное творчество, делали образцы для мастеров прикладного искусства, обновляли архитектуру, используя древнерусские мотивы.
В. Васнецов еще в 80-е годы обратился к народному эпосу и стал разрабатывать национально-традиционные мотивы не только в живописи, но и в прикладном искусстве и театральной декорации. Вместе с Нестеровым он возрождал церковную стенопись.
Борис Кустодиев грезил Россией ушедшей: купеческий класс, который к рубежу века практически исчез, вдруг показался ему носителем истинно русской самобытности. Его картины на темы купеческого быта искусствоведы считают фантазийными.
Андрей Рябушкин сосредоточил свое внимание уже на чисто национальном проявлении русской живописи — на ее варианте XVII века. «Русские женщины XVII столетия в церкви», «Ожидают выхода царя», «Московская улица XVII столетия». «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами» «Московская улица XVII века в праздничный день». «Русские женщины XVII столетия в церкви» «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». Он казался пришельцем из тех далёких времён.
Какие две разные молодые женщины! В картине А. Бенуа купальня кажется театрализованной сценой с кулисами деревьев. Несмотря на подглядывающих людей, маркиза нагишом входит в холодные воды. С одной стороны лестниц зайдёт уставшей от дворцовых интриг, по другим выйдёт готовой к новым.
Рябушкин изобразил свою красавицу на фоне русских снегов. Она идёт по улице с прямой головой, но опущенным вниз глазами. Не полагалось смотреть по сторонам. И глаз не оторвать от её скорого шествия! От высокой шапки (шапка-столбунец), воротничка, шитого речным жемчугом, удобного покроя шубки (это телогрея, от шубы отличалась тем, что была на завязках или пуговицах и распашная), муфты и особенно от красных развевающихся, будто летящих и не успевающих догнать ленточек в косе.
Одна вся внешняя, раскрепощённая. Другая – внутренняя, сосредоточенная. Мне милей вторая.
* * *
Проблема следования ориентирам актуальна и в современном русском кинематографе.
Режиссёр Светлана Дружинина явно славянофилка:
«С 1994 г. я работаю над проектом «Тайны дворцовых переворотов, Россия, век XVIII». Первый фильм был «Завещание императора», 1725 год, смерть великого Петра. Сейчас заканчиваю десятую картину «Охота на принцессу» — о времени Анны Леопольдовны. Сценарий был написан по документам, собранным историком Сергеем Соловьёвым. Чтобы мы узнали, откуда мы родом, нам надо почаще оглядываться на нашу историю… Надо уметь служить, забывать о себе и жертвенно служить Отечеству»